Powered By Blogger

СТРАНИЦЫ

пятница, июня 1

Чтобы Церковь наполнялась людьми, важно, чтобы люди осознали необходимость покаяния - интервью с протоиереем Алексеем Климовым о Дне Святой Троицы


- День Святого Духа, Святая Троица, Пятидесятница, Сёмуха, зеленые Святки – так называют люди этот день. Сегодня, накануне этого большого праздника, мы с отцом Алексеем попробуем внести ясность в то, как же разбираться в этих понятиях. Что же это за праздник Святая Троица? - Святая Троица - двунадесятый праздник. Этот праздник мы празднуем вскоре после Пасхи. Само название нам напоминает и подсказывает, что это пятидесятый день после Пасхи. Христос воскрес, в течение сорока дней он являлся своим ученикам Апостолам, убеждая их, что это именно Он, что Он по-настоящему воскрес, и потом, на сороковой день, Христос вознесся. И это есть праздник Вознесения. После Вознесения его ученики пошли в Иерусалим по повелению Господа. Он сказали им: будьте вместе, пока не облечетесь силою свыше, то есть, пока на вас не сойдет сила, и вот они были вместе, находились в одной комнате, в горнице.

А это был еврейский праздник Пятидесятницы, потому, что Израиль тоже праздновал Пятидесятницу, вспоминая другое событие, значительное событие, чудесное, потому, что на пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи народ Божий получил заповеди Моисеевы. Поэтому, естественно, в Иерусалиме было полно людей и из других стран. А Апостолы находились все-таки внутри, и вдруг на них снизошел святой Дух. Зашумел ветер, и они увидели над головами друг друга языки пламени. И облеклись силою свыше. На них сошло Божье вдохновение, и они, уже от избытка этой благодати Божьей, не могли уже сидеть вместе, и вышли к людям, и стали проповедовать Христа воскресшего. И поэтому день Святой Троицы можно назвать днем рождения Церкви. Потому что с этого дня Апостолы перестали таиться, вышли открыто проповедовать новую веру, новый завет.
- Отец Алексей, вот Вы говорите день рождения Церкви, и всем нам хочется, чтобы к нам в день рождения пришли люди, близкие, друзья. Сегодня мы в Церкви видим одних и тех же людей, отчего людям трудно бывает прийти в Церковь? Отчего это происходит? Вроде человек верит, но он как-то не спешит с этим.
- Ну, если все-таки мы видим храмы, полные людей, и Вы говорите, что люди одни и те же, значит как минимум некоторым людям в Церковь прийти легко, и они туда приходят действительно как к себе домой. А другим бывает трудно потому, что все-таки нужно впустить в свою душу нечто новое. Человек, когда он живет без веры, сам себе хозяин. И все строит по своим планам. Когда он приходит в Церковь, ему нужно впустить к себе в душу Бога, не просто как равного собеседника, а как Господа, которому надо научиться служить, подчиняться, Которого надо полюбить. Это в нашем свободолюбивом мире очень трудно кому-то служить, кому-то поклоняться. Я помню, когда я сам приходил к Церкви, я уже был взрослый. Для меня было очень трудно в первый раз перекреститься. Я заходил в церковь и старался быстрее выйти, старался где-то лишнего не делать шага, ни одного жеста. Очень трудно было сделать поклон перед Богом. Потому, что я понимал, что склонив свою голову, я признаю Его власть над собой. Тем не менее, если человек все-таки стремится к истине, он хочет обрести смысл своей жизни, даже я бы сказал, смысл своей смерти, ради чего ты живешь и готов умереть, то тут нужно быть готовым к каким-то изменениям. Это объективные причины, трудности прихода в Церковь. А есть еще и причины, которых могло бы не быть, – это мы сами. Потому что иногда мы сами затрудняем нашим близким приход в Церковь. Потому что мы, видя человека вновь пришедшего, иногда слишком много от него хотим, мы начинаем его поучать, мы даем ему советы без его вопросов - это тоже иногда людей смущает. Поэтому есть целый ряд факторов, которые мешают человеку. Еще нужно упомянуть такой фактор, как дьявол, который тоже очень хочет любой ценой нас не пустить в Церковь. Но тем не менее мы видим, что люди в Церковь приходят. И одна из главных миссий Церкви – это привлечение людей. Мы верим, что в Церкви спасение, и Апостолы после Пятидесятницы пошли по всем землям, где жили люди, и проповедовали Евангелие для того, чтобы люди присоединились к Церкви. И, кстати говоря, присоединялись иной раз тысячи людей одномоментно. Это были Апостолы, они действительно избыточивались Святым Духом, потому, что они говорили так, как никто другой не говорил. Они, например, говорили на разных языках, не учившись этому, они говорили, в общем-то, не будучи учеными богословами, говорили простыми словами, но люди как-то сердцем отзывались на их слова. Кроме того, они творили чудеса, что тоже немаловажно. И это все делает Святой Дух, который сошел на Апостолов, но не только на них. Он стал жить в Церкви. Святым Духом мы до сих пор живем, и здесь Он управляет.
- Отец Алексей, почему традиционно считается зеленый цвет цветом Святого Духа? Отчего мы идем в Церковь и несем освящать в этот день аир, березку? Поясните, пожалуйста.
- Я, кстати, очень рад, что мы в этот день ничего не освящаем. Их просто приносят. Потому, что если бы приходилось еще и освящать каждую зеленую веточку, то, конечно бы праздник затянулся до вечера. Потому, что мы помним, как это бывает на вербное, когда люди несут вербочки освящать. Тут важно не поменять главное со второстепенным. Все, что мы в Церковь приносим для освящения, или мы приносим, как символ праздника, как олицетворение каких-то духовных, невидимых явлений, оно должно занимать подобающее место. То есть, веточка не должна стать между нами и Богом, не должна закрыть от нас Бога. А на Троицу символично мы приносим в Церковь и украшаем храмы аиром, веточками березок, потому, что это символизирует пробуждение жизни после зимы. Конечно, уже весна состоялась, но здесь мы подчеркиваем такую связь, что Святой Дух, сошествие которого мы празднуем, - это одно из лиц Святой Троицы, и когда мы ему молимся, мы говорим, что он дух животворящий, он дает жизнь всему, и в псалмах сказано, что Бог посылает Святого Духа, Которым все созидается. И можно сказать так: весь мир содержится в бытии, существует лишь потому, что его держит Святой Дух. Если Господь бы отнял Святого Духа, то все не просто бы завяло, засохло, а оно просто бы исчезло. Поэтом, зеленые росточки символизируют жизнь. Очень красиво, когда первые листочки, первые ростки выходят из земли. Это, как мне кажется, очень символично, очень ярко показывает, что Бог дает жизнь, что ею мы Ему обязаны, Святому Духу животворящему.
- Отсюда, наверное, и в иконах часто Блаженные в зеленом облачении? Я знаю, что Архангел Гавриил в иконографии часто зеленого цвета. Спасибо, отец Алексей, многое разъяснилось.
- Тут еще нужно упомянуть такой момент, что в нашей Русской Православной Церкви много есть обычаев и некоторых народных традиций, исполняемых людьми, приходящими в Церковь, и иной раз даже очень тщательно, старательно все соблюдающих. Эти традиции идут как балласт, как груз нашего языческого прошлого. Я сам недавно узнал именно про Троицу, что, оказывается, древние славяне исполняли в этот день обряд поклонения Духам Предков, и поклонение земле, и воспоминание неких сущностей, в частности, русалок. Поэтому приносили тоже растения, возможно, с этими растениями были связаны какие-то языческие обряды. Может быть, некоторые люди и здесь находят связь. Но тут надо четко сказать, что христиане отвергают всякое язычество, и русалок мы не почитаем, русалок мы не боимся. Кстати говоря, люди боялись купаться в этот день не потому, что холодно, а боялись, что их русалки могут защекотать, и считалось, что всю эту неделю надо быть очень осторожными с землей, что это тоже может как-то потревожить предков. Но мы, христиане, люди смелые, мы боимся только одного – согрешить перед Богом, то есть нарушить Божьи заповеди. Все остальное, когда надо – мы пашем землю, когда надо – мы купаемся, но помним, что вся земля, все, что ее наполняет, – это Божий дар нам. Потому мы, конечно, здесь не главные властители на земле, а пользователи Божьего достояния.
- В День Святой Троицы мы первый раз после Пасхи встаем на колени. До этого дня после Пасхи мы во время богослужения не встаем на колени вообще. Поясните, почему так? У меня, например, уже давно возникла такая потребность, помолится на коленях.
- Да, действительно, первый раз мы становимся на колени в молитвах в день Святой Троицы, когда уже Литургия отслужена, служится вечерня, и там такие длинные коленоприклонные молитвы. И после Пасхи мы на коленях не стояли, и прихожане спрашивают, когда же, наконец, можно на коленки встать? Это тоже символично. Ведь стояние на коленях – это смирение, это покаяние. Человек становится на колени, признавая свою вину перед кем-то. А здесь, после Пасхи, мы помилованы, мы ликуем, мы радуемся, Христос воскрес. И поэтому грех побежден. И мы ходим, не сгибаясь, не склоняемся, мы подчеркиваем этим, что мы надеемся жить в вечном Божьем Царстве, с Христом воскресшим, где уже не будет никакого греха, где уже не будет необходимости в покаянии. Но, тем не менее, жизнь продолжается, и все-таки нам нужно вспомнить и о том, что мы еще не в Царствии, мы только начинаем в него вхождение. И символично, что в день Святой Троицы людям предлагается снова начать эти молитвы, покаяние, склонившись на колени. Одно из объяснений: потому, что день Святой Троицы – это выход Апостолов к новым людям, это начало проповеди внешним, которые еще не знали Христа. Это их призыв присоединится к Церкви, ко Христу. А если вспомним проповедь Иоанна Крестителя, и даже самого Христа, после того, как он сам крестился, то он говорил: придите, покайтесь, покайтесь, приблизилось Царствие Небесное. И чтобы Церковь наполнялась людьми, важно, чтобы люди осознали необходимость покаяния.
- Чтобы люди не боялись идти в Церковь, так как Церковь не собрание святых, а наоборот, кающихся людей?
- Да. Есть такой парадокс, Церковь, с одной стороны, это собрание святых, потому, что здесь и святые присутствуют, ведь мы же говорим, что святые, которые ушли из земной жизни, они не ушли в небытие, но ушли к Богу, поэтому, Церковь состоит из небесной части и земной, небесная часть –это святая, это ангелы и души святых, праведных, святых Божьих, и мы, на земле живущие. И мы святые тоже, как бы, но еще не в полноте святости. Мы посвящены, мы предназначены для святости, то есть, каждый христианин – это святой, посвященный Богу, это предназначенный для святости. А уже насколько мы наполняемся реально святостью, Святым Духом, это уже показывает нашу личную святость. И, к сожалению, этот процесс у нас еще не дошел до нужного этапа.
- Но есть четкая взаимосвязь с момента, когда мы начинаем покаяние, это уже какая-то ступень, ступенечка святости?
- Да, покаяние – это, пожалуй, единственная возможность обрести Святого Духа, покаяние – это признание себя нищим. То есть, я, Господи, не имею этого достоинства, я пришел с пустыми руками, дай мне твои дары, и об этом говорит Господь, блаженны нищие духом. Иногда люди не понимают эту фразу, надо быть богатым духом, а мы говорим – богатство только от Бога может быть, и мы, как нищие, все время ходим за Богом с протянутой рукой, Господи, дай нам из своего источника. Богач не нуждается ни в ком, у него своя шахта, своя скважина нефтяная, он всегда может пополнить запас, а христианин постоянно обращается к Богу, поэтому, нищета духовная – это осознание своей неполноценности без Бога. Мы, как говорится, без Бога – как ноль без палочки. А с Богом, глядишь, уже число.
- А вот как ребенку объяснить, вот смотрите, они знают: Бог Отец, Бог Сын, а Дух Святой – это же не ангел, не что-то такое, что можно уразуметь. Как ребенку объяснить, чтобы дети всегда имели в себе это?
- Вы знаете, здесь мы прикасаемся к тайне Святой Троицы, и я не могу сказать, что легко понять, что такое Бог Отец, ведь Бога Отца тоже трудно представить, это же не дедушка на облаке, как иногда рисуют. Бог Отец, это тоже Дух, Дух невидимый, бестелесный. Иисус Христос не легче для понимания, потому, что это Богочеловек, как одновременно и Бог и человек, и как он вознесся с телом человеческим, и как Он сидит одесную Отца. Столько непонятного, что здесь все эти вопросы не грешно задавать, но здесь важно задавать их смиренно, и говорить: я хотел бы узнать, что такое, как эта Святая Троица, но узнать не столько логикой, не столько умом, сколько сердцем. И поэтому, можно сказать, что Святая Троица - это Бог единый, объединенный, объединяющийся в нераздельную Троицу, и что объединяет его – вот это главное, наверное, откровение для нас. Что объединяет Бога Отца, и Сына, и Святого Духа – это Божественная любовь. Вот это, наверное, самое главное откровение. Не то, как он устроен, потому, что об этом говорить невозможно, и ангелы не знают. Но нам открыто главное о Боге, что Бог есть любовь, и он эту любовь как дождь, как солнце, излучает, источает на весь мир, и хочет, чтобы мы тоже приобщились, причастились этой Божественной любви. Вот это, наверное, самое главное откровение. Что Бог не просто сильный, не просто умный, а то, что Он любящий Отец. И каждого из нас призывает в общение с собой. В полное общение, когда говорится, что и вселюсь в вас, что же может быть выше? Поэтому, недостаток знания мы компенсируем верой, доверием.

С Праздником всех вас, дорогие братья и сестры! 
/ sobor.by  / Беседовала Ксения Ангелова. Фото с сайта pravmir.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий