Powered By Blogger

СТРАНИЦЫ

четверг, июня 14

Принцип Золотого сечения в архитектурном проекте Лавришевского монастыря. Интервью с архитектором Владимиром Сорокой


В день привезения чтимого образа святого преподобного Елисея Лавришевского в Центр духовного просвещения и социального служения Иконы “Всех скорбящих Радость” в приходе побывал главный архитектор проектируемого объекта Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря Владимир Сорока. В интервью Sobor.by он рассказал о принципах, по которым разрабатывался проект и поделился своими замыслами.
- Владимир, расскажите, пожалуйста, о своей основной деятельности.
- Я возглавляю две архитектурные фирмы – одну в Беларуси и одну в Москве. Фирмы созданы специально для того, чтобы реализовывать в проектировании принципы золотого сечения, принципы гармонии, принципы духовности в архитектуре. Вообще, когда говорили о мастерстве, об архитектуре, всегда имели в виду, что архитектор – это главный строитель. Оказывается, строителя надо интерпретировать и понимать не как человека, который молотком орудует, а как человека, который способен страивать, то есть вдыхать принцип троичности в форму, гармонизировать пространство. Что такое троичность? Это Отец, Сын и Дух Святой. Это величайший принцип построения всей Вселенной. Вообще, принцип Золотого сечения был известен очень давно, еще до Христа, он использовался в древнем Египте. Сам принцип Золотого сечения - это деление отрезка в такой пропорции, когда большее относится к меньшему, как целое относится к большему. Это важнейший принцип, по которому построена вся Вселенная, и сам человек, его пропорции, весь растительный мир, и даже генетический код, как свидетельствуют недавние открытия, построен по принципу Золотого сечения. Золотое сечение присутствует везде, и всё, что нам нравится, что обладает совершенной, красивой формой, в архитектуре, например, построена по такому формообразованию. И музыка строится по принципу Золотого сечения. Этот принцип везде, это единый, божественный принцип построения всего сущего, данного Богом. Игорь Павлович Шмелёв, ученый из Петербурга, который очень долго занимался наукой в контексте исследования Золотого сечения, отец этого принципа у нас в СССР, расшифровал тайнописи в резных панелях при захоронении архитектора Хесира. Там он обнаружил знания о законе Золотого сечения. Об этом принципе знали древние, и Игорь Павлович Шмелёв – первый, кто начал вести исследования по воздействию формы, которая построена по закону Золотого сечения на человека. Оказалось, что Золотое сечение – это не только принцип построения внешнего, т.е. внешняя красота. Такое пространство резонирует с импульсами человека. Там всегда хорошо, умиротворенно, благоприятно.


- Не потому ли иконы на нас так воздействуют?
- Иконопись естественно, ведь интуитивно практически все мастера, которые работают в музыке, в архитектуре, в живописи, они интуитивно чувствуют Золотое сечение. И оно тем более присутствует в иконах, потому, что икона всегда пишется с молитвой. А молитва – это и есть гармония, стяжание духовного начала, а духовное начало потом отпечатывается на произведениях. И поэтому икона гармонична по композиции, гармонична по цвету. И все это, без сомнения, помогает воспринимать икону с духовной точки зрения.
- Как Вы создавали проект монастыря, что Вы учитывали, какие возможности архитектуры использовали? Какие стили там задействованы?
- Получилось так, что в ряде якобы случайных событий, хотя они были скорее закономерными шагами, я познакомился наместником монастыря игуменом Евсевием, который пришел в монастырь вначале третьего возрождения этой величайшей, древнейшей православной обители, которой не было равных на территории Западной Руси. Эта обитель силами зла была разрушена, и даже после второго возрождения ничего не осталось, и во время Первой и Второй Мировой войны монастырь был разрушен настолько, что даже фундамента не осталось, все полностью было превращено в пыль, разорвано. Это была древняя лавра, которая начала создаваться в XII веке (хотя официальные документы гласят, что это было в начале XIII века, на самом деле все-таки в XII), т.к. первые молитвенники появились здесь в 1195 году, это и есть время основания монастыря. Под монастырем были огромные протяженные подземные переходы, лабиринты, подземные хозяйства, и скорее всего, в этих подземельях пребывает преподобный Елисей, мощи коего должны открыться, по преданию, при третьем возрождении монастыря. Было такое предание, что когда монастырь возглавит молодой игумен, обретутся мощи. И вот мы ждем этого обретения, и я так думаю, что тогда слава этого монастыря станет такой же, какой была в древние времена, когда потоки верующих паломников регулировались урядниками. Потому что исцелений и чудес от мощей было невероятное множество. И сейчас чудеса происходят, но о них батюшки не любят говорить, так как не к чудесам мы должны приходить, а к Богу.
- Использовали и учитывали ли Вы изображения древнего монастыря?
- Практически никаких изображений старых, древних построек не осталось, все было стерто. Я так понимаю, что какие-то силы зла были заинтересованы в том, чтобы этот монастырь просто стереть с лица земли. Поэтому ни зарисовок, ни каких-то архивных данных, которые бы могли нам рассказать о внешнем виде монастыря, не сохранилось. И поэтому вся идея теперешнего проекта, который мы делаем, она совершенно новая. Она привязана к той сложной конфигурации участка, на которой сейчас возможно восстановление, и все земли вокруг пяточка, где строится монастырь, все восемь гектаров, заливаются весной из-за разлива Нёмана. Поэтому общая композиция продиктована и геологическими, и рельефными особенностями, и существующим храмом, который построил православный поляк. Он построил её на том месте, где когда-то, при первом и втором возрождении монастыря стояла Игуменская церковь. Игуменская церковь на том древнем фундаменте, на котором когда-то находился прежний храм. Но он был гораздо больше по размерам, и когда храм взорвали, жители, старожилы посадили на месте алтаря древнего храма дерево. Это дерево было местом обозначения храма. И на этом месте сейчас построили этот храм. Он меньше по размеру. Вся композиция комплекса привязана к этому храму. Композиция строилась достаточно сложно, то есть пристраивалась именно по этим канонам золотого сечения, все размеры, все пропорции очень долго подбирались, и в основу планировки монастыря лег принцип построения храма. То есть, братская обитель, как алтарь, туда доступ посетителей и паломников в вечернее время будет закрываться. Это территория, которая находится за колокольней. И есть территория, где находится дом милосердия, храм, трапезная, для паломников, для посетителей, для трудников. Внутренняя часть построена так: все здания сосредоточены вокруг центрального собора. Там есть центральный собор, к нему уже пристроена купель. Сейчас, к сожалению, средств не хватает, чтобы активно достраивать все объекты. Строительство разделено на пять пусковых комплексов, то есть пять очередей строительства. В первую очередь попала часть дома милосердия и купель. В следующую очередь будет трапезная, потом центральный собор и колокольня. Объекты все достаточно большие, высота колокольни до верха креста составляет около 45 метров. Храм составит в высоту порядка 35 метров. Это достаточно высокие сооружения.
- Создается некоторое ощущение хрупкости.
- В чертежах мы сделали здания, стремящиеся к Богу, к небу. Снизу такая высота не будет восприниматься в полной мере, так как перспектива всегда съедается, но высота большая.
- Я лично разговаривала с жителями нескольких деревень, и выяснила, что среди местного населения бытует мнение: раз мощи не были открыты, Нёман разливается, то они могут быть смыты. И каждый из жителей надеется, что они под его домом.
- Да, мы затронули очень интересную тему. Существует предание и есть определённые свидетельства, что под монастырём есть подземелья, которые проходят на глубине 50-60 метров. И в этих подземельях у монахов была возможность сделать схроны, где могли спрятать и сокровища монастыря, и раку со Святым. Первое нашествие татар, когда был разрушен монастырь, было отражено именно молитвой Елисея. Было явлено видение огромного русского войска, и татары, испугавшись, развернулись и всё их огромное войско убежало. При втором нашествии татары ворвались и хотели поглумиться над мощами, но монахи успели их спрятать. Все монахи были священно убиенными, татары им отрубили головы, но мощи так и не нашли, хоть и разрушили весь монастырь. Сокровища и мощи ждут своего обретения. Они будут обретены, ведь есть предание, что они там хранятся, и я думаю, что раз монахи знали, как уберечь их от врага, они уберегли их и от других опасностей, и мощи не пострадали.
- Расскажите, пожалуйста, про памятник на территории монастыря.
- Этот памятник отливал скульптор Денис Тритович, он сейчас занимается православной скульптурой. Когда-то его предки из древнего рода были меценатами и помогали этому монастырю. И сейчас он добровольно и на благотворительных началах вызвался помочь монастырю и отлил памятник преподобному Елисею. 
Я делал проект этой композиции. Памятник стоит на цилиндрической основе, композиция достаточно сложная, она возвышается в виде конуса, и от Елисея в виде лучей расходятся цветники.
- Его имя переводится, как “Во спасение Бог”?
- Да, так что земля здесь уникальная, земля святая. Это очень хорошо видно, когда больные психически люди приходят к территории монастыря и начинают бесноваться. Святая земля действует на злую силу очень подавляюще. Здесь постоянно происходит много чудес. Незримо здесь присутствуют души монахов, которые находились в этом монастыре.
 Беседовала Ксения Ангелова 

Комментариев нет:

Отправить комментарий